НА ФОРУМАХ
189
1
94
1
274
2

Кристи провел аукцион, посвященный искусству импрессионизма и модернизма


13 ноября Christie’s провел вечерний аукцион «Искусство импрессионизма и модернизма», в рамках которого были выставлены шедевры Пикассо, Матисса, Миро, Моне, ван Гога, Вюйара, Боннара и других художников из целого ряда выдающихся частных коллекций Нэнси Ли и Перри Р. Басс, Хайнца и Рут Эпплер, профессора Уильяма Келли Симпсона, Стэнфорда З. Ротшильда.


Коллекция четы Басс
На вечерние торги «Искусство импрессионизма и модернизма» 13 ноября была выставлена часть коллекции четы Басс, которая состоит из 36 работ, оцененных в $120 миллионов. Нэнси Ли и Перри Р. Басс коллекционировали произведения импрессионистов, модернистов, сюрреалистов, фовистов и абстрактных экспрессионистов, прислушиваясь к рекомендациям целого ряда известных арт-дилеров, включая Юджина В. Тоу, Клауса Перлза и Уильям Аквавеллу. Одна из работ – это картина Винсента ван Гога «Вспаханное поле и пахарь», написанная в конце августа-начале 1889 года. Художник работал над полотном в лечебнице для душевнобольных в Сен-Реми-де-Прованс, где он находился с 9 мая 1889 года по 16 мая 1890 года. В датированном приблизительно 2 сентября 1889 года письме к брату Тео художник писал: «Вчера опять помаленьку принялся за работу. Пишу то, что вижу из своего окна, – распашку желтого жнивья, контраст фиолетовой земли с кучками желтой соломы, на заднем плане холмы. Работа развлекает меня бесконечно больше, чем любое другое занятие, и, если бы я мог отдаться ей со всей моей энергией, она стала бы для меня наилучшим лекарством».

e6e6bfe6292bfbe886ff7bb96b3d0a06.png
Винсент ван Гог "Вспаханное поле и пахарь"

Из этой же коллекции на продажу выставлена написанная 4 апреля 1933 года «Картина» Жоана Миро, относящаяся к серии из 18 масштабных полотен, ознаменовавшихи возвращение художника к живописи после перерыва 1928-1931 годов, когда он преимущественно занимался коллажами и ассамбляжами (оценка: $18-25 млн). Датированную весной 1921 года картину «Парусная регата в Ницце» Анри Матисса эксперты аукционного дома оценили в $12-18 млн. Также отдельного упоминания заслуживает «Портрет мадам Мальпель» 1908 года кисти Кеса ван Донгена (оценка: $7-10 млн).

eb1f6dc3d78ee56bb0f7c107ed6691c3.png
Жоан Миро "Картина"
Анри Матисс "Парусная регата в Ницце"
Кес ван Донген "Портрет мадам "Мальпель"

Коллекция Уильяма Келли Симпсона
Профессор Уильям Келли Симпсон был видным египтологом, и в его коллекции можно встретить самые разные произведения от скульптурного бюста Аменхотепа III  (II век до н.э.) до живописных шедевров представителей группы «Наби», включая Пьера Боннара и Эдуара Вюйара. Суммарная оценочная стоимость коллекции составляет более $25 млн. Жемчужиной коллекции является написанная в 1899 году картина Вюйара «Мисия и Валлоттон» (оценка: $7-10 млн). На полотне изображены муза художника Мисия Натансон и художник Феликс Валлоттон. Также в левой части картины по характерной трубке можно узнать Тадея Натансона, мужа Мисии и одного из издателей авторитетного литературного журнала «Ревю бланш».
Особо стоит упомянуть датируемую 1928 годом картину Анри Матисса «Гипсовый торс и букет цветов» (оценка: $1,5-2,5 млн). Данная работа изначально входила в собрание Эбби Олдрич Рокфеллер, одной из соучредителей нью-йоркского музея MоMA. В конце 1926 года или в начале 1927 года Матисс перебрался из квартиры в Ницце, которую он занимал в течение пяти лет, в новые апартаменты, совмещенные с гораздо более просторной студией, окна которой выходили на живописный залив Ангелов. Именно здесь Матисс написал выставляемую на торги картину, превратив скромный угол своей новой мастерской в размышление на тему истории искусства и природы художественного творчества.

69f0852b584db13968ad320305e71e7d.png
Эдуард Вюйар "Мисия и Валлотон"

b5d01dc1358714c07a7600c272657b9d.png
Анри Матисс "Гипсовый торс и букет цветов"

«Решающий жест: произведения мастеров модернизма из выдающейся частной коллекции»
Чета Эпплер начала коллекционировать искусство в 1980-х, прислушиваясь к советам куратора отдела модернизма Кливлендского музея искусств Эдварда Б. Хеннинга. В общей сложности коллекция оценена в сумму более $60 млн. Топ-лотом секции искусства импрессионизма и модернизма стал «Портрет женщины в шляпе (Дора Маар)» кисти Пабло Пикассо, написанный 28 мая 1943 года. В секции современного искусства будут представлены работы Франца Кляйна, Ли Краснер, Роберта Мазеруэлла, Аршила Горки и других.

7bdbd527fa03d6795ffd16886ad5b868.png
Пабло Пикассо "Портрет женщины в шляпе (Дора Маар)"
Коллекция Стэнфорда З. Ротшильда младшего
В ходе вечернего аукциона «Искусство импрессионизма и модернизма» коллекционерам предложили подборку работ из собрания американского инвестора и филантропа Стэнфорда З. Ротшильда младшего. Свое внимание как коллекционера господин Ротшильд в первую очередь обращал на произведения художников, чье творчество бросало вызов традиции. Особое место в коллекции занимают работы Эль Греко, Клода Моне, Робера Делоне, Джорджии О’Киф и русских художников начала ХХ века. В свое время господин Ротшильд считался обладателем одной из наиболее выдающихся коллекций русского авангарда в США. На продажу в рамках серии аукционов выставлена 51 работа, суммарная оценочная стоимость которой составляет более $30 млн.

edbf25e860f231dff1918529698034c5.png
Клод Моне "Рио делла Салюте"

Одним из топ-лотов вечернего аукциона стала датируемая 1949 годом картина Рене Магритта «Империя света», положившая начало целой серии работ, над которой художник работал последующие 15 лет и впервые появляющаяся на торгах (оценка: $14-18 млн). Первым владельцем полотна был Нельсон Рокфеллер. Отдельные картины серии в свое время входили в выдающиеся частные собрания, включая коллекцию Жана и Доминик де Менил, Пегги Гуггенхайм, композитора Ричарда Роджерса и Гарри Торчинера, одного из самых преданных почитателей художника. Отдельные экземпляры также находятся в постоянной коллекции нью-йоркского музея MoMA и собрании Королевских музеев изящных искусств Бельгии в Брюсселе. Изображенный на картине тихий городской пейзаж напоминает дома на рю де Эссегем в Брюсселе, в одном из которых в свое время жил Магритт. В переписке с одним из друзей от 1966 года сам художник писал: «После того, как я написал “Империю света”, мне пришла в голову мысль о том, что день и ночь сосуществуют как одно целое. В этом есть некий смысл, по крайней мере, это не идет вразрез с нашим опытом: ночь и день одновременно владеют этим миром, как грусть соседствует в сердцах людей с радостью. Но дело в том, что подобного рода идеи не поэтичны, поэтичны лишь образы, в которых они выражены».

8da1c3a5a120cfe3d5b8f0aff9647978.png
Рене Маргитт "Империя света"

Елена Курбацкая,
Пресс-секретарь Christie’s, Россия и СНГ

Здоровый свет